“Название эллины применимо к тем, кто является участниками нашей культуры, а не к тем, кто имеет с нами общее происхождение”.
–Исократ
обществознание
Государственность и национальность являются одними из наиболее актуальных проблем современной мировой истории. Несмотря на их важность, эти проблемы, которые в основном касаются прав на существование и развитие малых подвластных наций, обычно излагаются неточно и, более того, неадекватно. Ученые великих наций-сюзеренов часто являются открытыми или скрытыми слепыми сторонниками разрушительной политики правящей нации по отношению к подвластным нациям. Естественно, что эти ученые не могут быть нейтральными и беспристрастными наблюдателями такого вопроса, на который большинство современных государств смотрят враждебно. Общее мнение о том, что существование малых наций излишне и нецелесообразно, вместе с пагубным презрением, которое часто выражается по отношению к их желаниям и устремлениям, являются результатом определенного менталитета и намерений и, безусловно, связаны с политикой преследования современных государств по отношению к своим нациям.

Это ясный и неопровержимый факт, что века “нового времени” и “просвещения” являются мрачной и кровавой эпохой для национального вопроса, точно так же, как Средневековье было для религиозных вопросов. Ценой рек слез и крови, вызванных религиозными убеждениями, мы получили принцип моральной свободы, но когда дело доходит до вопроса национального самоопределения, мы живем в новое темное и жестокое средневековье тирании и преследований. Религиозный фанатизм в ходе современной истории был заменен националистическим фанатизмом, и самоочевидно, почему мы так редко сталкиваемся с незапятнанным, неподдельным и сочувственным подходом к национальному вопросу.

Для нас, армян, проблема национальности и Национальный вопрос являются вопросами жизни и смерти, и в последнее время этот вопрос по понятным причинам превратился в предмет особого внимания, как в армянской прессе, так и в общественном дискурсе. Таким образом, армянский разум ощущает необходимость и востребованность объяснения и проливания света на такой вопрос, который составляет основу существования нации и ее будущего.

Обсуждая национальность, прежде всего необходимо четко обрисовать значение этого понятия.

Слова “нация” и “национальность” очень часто используются вместе с различными и противоположными коннотациями. Например, в Англии и Франции сказать “нация” означает объединить всех граждан вместе как членов единого государства, независимо от их религии и национальности, тогда как национальные объединения, в соответствии с которыми люди различаются по происхождению, истории и языку, называются “народами” (peuples).

В русской литературе “нация” (нация) также часто используется в смысле государства. Российские народники, противопоставляя “национальное богатство” благосостоянию народа, приходят к выводу, что “нация” может быть очень богатой, в то время как “народ” остается бедным. Под “национальным богатством” они подразумевают богатство российского государства, а под “народом” они подразумевают русских крестьян и рабочих.

Слово “национальный” имеет тот же смысл состояния, что и термин “национальная экономика” (Nationalekonomie).
https://qpotok.ru/obshchestvoznanie/cht … m-ponyatie
Как в русской, так и в европейской литературе одно и то же слово “нация” также относится к национальным подгруппам, различающимся по происхождению, истории и языку; в данном случае слова “нация” и “национальность” обозначают не государственное разделение, а культурное, когда многие нации не образуют союза с точки зрения государства, а живут разбросанными по различным его вспомогательным подразделениям.

Эти различные значения и использования слова “нация” приводят к путанице и непониманию.

Невольно подвергшись влиянию европейской и русской литературы, мы тоже привыкли использовать слова “нация” и “национальность” как в государственном, так и в культурном смыслах. Армяне, грузины и поляки являются “нациями”, не обязательно как вспомогательные единицы государства, но как историко-культурные коллективы. Напротив, когда люди говорят о швейцарской “нации”, фундаментальное значение термина “нация” незаметно меняется на смысл единого государства. То есть одно и то же слово используется для обозначения разных или даже противоположных идей, что порождает двусмысленность и приводит к неверным выводам.